-
дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;
-
познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.
Основные понятия:
-
символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура;
-
основная позиция пальцев на клавиатуре.
Оборудование:
-
Плакат 6. Компьютер и информация.
-
Плакат 7. Знакомство с клавиатурой.
-
Плакат 8. Правила работы на клавиатуре.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Вопросы №1-4 §2.3.
-
Какую информацию может обрабатывать компьютер?
-
Какую информацию компьютер обрабатывать не может?
-
Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера? Для чего нужна клавиатура?
-
Что нужно знать про клавиатуру?
-
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №6 с. 57.
Задание РТ: №6, с.57
Раскрасьте цветными карандашами основные группы клавиш:
1) функциональные клавиши — коричневым;
2) символьные (алфавитно-цифровые) клавиши — синим;
3) клавиши управления курсором — зелёным;
4) специальные клавиши — красным;
5) клавиши дополнительной клавиатуры — жёлтым;
6*) клавиши управления питанием — серым;
7*) Windows-клавиши не раскрашивайте.
Ответ:
-
Одному из учеников предлагается на плакате 7 или на настоящем компьютере найти и показать те группы клавиш, которые будут называть его одноклассники.
-
Наиболее сильному ученику предложить самому назвать группы клавиш и показать их на клавиатуре.
-
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 с.61, №11 с.62.
-
-
2) Объяснение нового материала: Основная позиция пальцев на клавиатуре, §2.3, плакат 8.
Обсуждение результатов задания РТ: №8* с. 58 (проект "Самая необходимая буква").
Задание РТ: №8* с. 58
Проект "Самая необходимая буква в алфавите".
Откройте своё любимое литературное произведение. Подсчитайте. сколько букв расположено в одной полной строке (обычно 40-50). Отсчитайте такое количество строк, чтобы в них содержалось примерно 1000 букв (20-25 строк). В выделенном фрагменте как можно более точно пересчитайте сначала все буквы "а", затем "б", "в" и так далее по алфавиту. Полученные результаты занесите во второй столбец таблицы. Знаки препинания, цифры и пробелы впишите в строку "Другие".
В третьем столбце закрасьте клетки, соотвествующие восьми самым распространённым буквам. Сравните свои результаты с данными, приведёнными в последнем столбце таблицы.
Четвёртый и пятый столбцы таблицы заполните вместе с учителем в классе.
Сравните полученные результаты.
Буква, другой символ
|
Сколько раз буква встретилась в тексте
|
Среднее (заполнить с учителем)
|
Чаще всего встретились буквы (заполнить с учителем)
|
Частота встречаемости в русском языке
|
А
|
|
|
|
62
|
Б
|
|
|
|
14
|
В
|
|
|
|
38
|
Г
|
|
|
|
13
|
Д
|
|
|
|
25
|
Е, Ё
|
|
|
|
72
|
Ж
|
|
|
|
7
|
3
|
|
|
|
16
|
И
|
|
|
|
62
|
Й
|
|
|
|
10
|
К
|
|
|
|
28
|
Л
|
|
|
|
35
|
М
|
|
|
|
26
|
Н
|
|
|
|
53
|
О
|
|
|
|
90
|
П
|
|
|
|
23
|
Р
|
|
|
|
40
|
С
|
|
|
|
45
|
Т
|
|
|
|
53
|
У
|
|
|
|
21
|
Ф
|
|
|
|
2
|
Х
|
|
|
|
9
|
Ц
|
|
|
|
4
|
Ч
|
|
|
|
4
|
Ш
|
|
|
|
6
|
Щ
|
|
|
|
3
|
Ы
|
|
|
|
16
|
Ь, Ъ
|
|
|
|
14
|
Э
|
|
|
|
3
|
Ю
|
|
|
|
16
|
Я
|
|
|
|
18
|
Другие символы
|
|
|
|
182
|
Обратить внимание учеников на расположение русских букв на клавиатуре компьютера и выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не иначе? В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости". Для доказательства этой гипотезы следует воспользоваться данными из таблицы задания №8*.
Предварительно следует подготовить в табличном процессоре таблицу следующего вида (эта работа выполняется на демонстрационном компьютере, с помощью мультимедийного проектора её результаты проецируются на большой экран):
Буква
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Среднее
|
Частота
встречаемости
в русском
языке
|
А
|
|
|
|
|
|
|
62
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
14
|
В
|
|
|
|
|
|
|
38
|
Г
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
25
|
Е, Ё
|
|
|
|
|
|
|
72
|
Ж
|
|
|
|
|
|
|
7
|
3
|
|
|
|
|
|
|
16
|
И
|
|
|
|
|
|
|
62
|
Й
|
|
|
|
|
|
|
10
|
К
|
|
|
|
|
|
|
28
|
Л
|
|
|
|
|
|
|
35
|
М
|
|
|
|
|
|
|
26
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
53
|
О
|
|
|
|
|
|
|
90
|
П
|
|
|
|
|
|
|
23
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
40
|
С
|
|
|
|
|
|
|
45
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
53
|
У
|
|
|
|
|
|
|
21
|
Ф
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Х
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Ц
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Ч
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Ш
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Щ
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Ы
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Ь, Ъ
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Э
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Ю
|
|
|
|
|
|
|
16
|
Я
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Другие
символы
|
|
|
|
|
|
|
182
|
Во время урока в столбцы с номерами 1-6 заносятся данные, полученные учениками. Затем выполняется подсчет средних значений. Как правило, средние значения, получаемые в результате обработки данных на уроке, достаточно близки к результатам, приведённым во втором столбце.
В результате этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на русском языке. (В демонстрационном режиме здесь желательно использовать возможности табличного процессора и отсортировать строки таблицы по убыванию значений столбца "Среднее".) Ученики ищут эти буквы на клавиатуре (можно использовать рисунок в §2.3. учебника) и выясняют, что они действительно расположены в её центральной части.
-
Буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости".
-
В русских словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные Н, Т, С, Р.
-
Клавиши с этими буквами расположены в центре, их надо набиратьуказательными пальцами.
-
Желательно научиться работать на клавиатуре вслепую, т.е. смотреть при работе на экран, а не на клавиши.
-
Основная позиция пальцев на клавиатуре: зоны "ответственности" каждого пальца обоих рук (рисунок в §2.3. учебника, плакат 8).
-
Правила, которые небходимо соблюдать при вводе информации с помощью клавиатуры.
3) Домашнее задание:
§2.3, §3.11, вопросы.
РТ: №9 с.60; №12* с.63.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
4) Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).
Замечание
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.