Воскресенье, 05.05.2024, 09:13
Сайт учителя информатики
Кондратенко Любови Петровны
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Урок 4 Регистрация Вход

Меню сайта

Новости ИКТ


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Видеоуроки по информатике
Новости

Урок 4

 

Основная позиция пальцев на клавиатуре. 
Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)


 

Цели урока:

 

  • дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;
  • познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.
     
    Основные понятия:
  • символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура;
  • основная позиция пальцев на клавиатуре.
     
    Оборудование:
  • Плакат 6. Компьютер и информация.
  • Плакат 7. Знакомство с клавиатурой.
  • Плакат 8. Правила работы на клавиатуре.
     
    Ход урока:
     
    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
  • Вопросы №1-4 §2.3.
     
    1. Какую информацию может обрабатывать компьютер?
    2. Какую информацию компьютер обрабатывать не может?
    3. Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера? Для чего нужна клавиатура?
      • При ответе на этот вопрос соответствующие устройства или их изображения желательно демонстрировать (плакат 7).
    4. Что нужно знать про клавиатуру?
  • Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №6 с. 57.
     
    Задание РТ: №6, с.57
     
    Раскрасьте цветными карандашами основные группы клавиш:
    1) функциональные клавиши — коричневым;
    2) символьные (алфавитно-цифровые) клавиши — синим;
    3) клавиши управления курсором — зелёным;
    4) специальные клавиши — красным;
    5) клавиши дополнительной клавиатуры — жёлтым;
    6*) клавиши управления питанием — серым;
    7*) Windows-клавиши не раскрашивайте.

    Клавиатура
     
    Ответ:
    Группы клавиш
     
  • Одному из учеников предлагается на плакате 7 или на настоящем компьютере найти и показать те группы клавиш, которые будут называть его одноклассники.
  • Наиболее сильному ученику предложить самому назвать группы клавиш и показать их на клавиатуре.
  • Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 с.61, №11 с.62.
  • Учитель зачитывает вопросы, а ученики дают ответы по заданию РТ: №10 с.61 (Карточка 2.10).
  • Учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои ответы в задании РТ: №11 с.62 (Карточка 2.11).
     
    2) Объяснение нового материала: Основная позиция пальцев на клавиатуре, §2.3, плакат 8.
     
    Обсуждение результатов задания РТ: №8* с. 58 (проект "Самая необходимая буква").
     
    Задание РТ: №8* с. 58
     
    Проект "Самая необходимая буква в алфавите".
     
    Откройте своё любимое литературное произведение. Подсчитайте. сколько букв расположено в одной полной строке (обычно 40-50). Отсчитайте такое количество строк, чтобы в них содержалось примерно 1000 букв (20-25 строк). В выделенном фрагменте как можно более точно пересчитайте сначала все буквы "а", затем "б", "в" и так далее по алфавиту. Полученные результаты занесите во второй столбец таблицы. Знаки препинания, цифры и пробелы впишите в строку "Другие".
     
    В третьем столбце закрасьте клетки, соотвествующие восьми самым распространённым буквам. Сравните свои результаты с данными, приведёнными в последнем столбце таблицы.
     
    Четвёртый и пятый столбцы таблицы заполните вместе с учителем в классе.
     
    Сравните полученные результаты.
     
    Буква, другой символ
    Сколько раз буква встретилась в тексте
    Среднее (заполнить с учителем)
    Чаще всего встретились буквы (заполнить с учителем)
    Частота встречаемости в русском языке
    А
     
     
     
    62
    Б
     
     
     
    14
    В
     
     
     
    38
    Г
     
     
     
    13
    Д
     
     
     
    25
    Е, Ё
     
     
     
    72
    Ж
     
     
     
    7
    3
     
     
     
    16
    И
     
     
     
    62
    Й
     
     
     
    10
    К
     
     
     
    28
    Л
     
     
     
    35
    М
     
     
     
    26
    Н
     
     
     
    53
    О
     
     
     
    90
    П
     
     
     
    23
    Р
     
     
     
    40
    С
     
     
     
    45
    Т
     
     
     
    53
    У
     
     
     
    21
    Ф
     
     
     
    2
    Х
     
     
     
    9
    Ц
     
     
     
    4
    Ч
     
     
     
    4
    Ш
     
     
     
    6
    Щ
     
     
     
    3
    Ы
     
     
     
    16
    Ь, Ъ
     
     
     
    14
    Э
     
     
     
    3
    Ю
     
     
     
    16
    Я
     
     
     
    18
    Другие символы
     
     
     
    182
     
    Обратить внимание учеников на расположение русских букв на клавиатуре компьютера и выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не иначе? В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости". Для доказательства этой гипотезы следует воспользоваться данными из таблицы задания №8*.
     
    Предварительно следует подготовить в табличном процессоре таблицу следующего вида (эта работа выполняется на демонстрационном компьютере, с помощью мультимедийного проектора её результаты проецируются на большой экран):
     
    Буква
    1
    2
    3
    4
    5
    Среднее
    Частота
    встречаемости
    в русском
    языке
    А
     
     
     
     
     
     
    62
    Б
     
     
     
     
     
     
    14
    В
     
     
     
     
     
     
    38
    Г
     
     
     
     
     
     
    13
    Д
     
     
     
     
     
     
    25
    Е, Ё
     
     
     
     
     
     
    72
    Ж
     
     
     
     
     
     
    7
    3
     
     
     
     
     
     
    16
    И
     
     
     
     
     
     
    62
    Й
     
     
     
     
     
     
    10
    К
     
     
     
     
     
     
    28
    Л
     
     
     
     
     
     
    35
    М
     
     
     
     
     
     
    26
    Н
     
     
     
     
     
     
    53
    О
     
     
     
     
     
     
    90
    П
     
     
     
     
     
     
    23
    Р
     
     
     
     
     
     
    40
    С
     
     
     
     
     
     
    45
    Т
     
     
     
     
     
     
    53
    У
     
     
     
     
     
     
    21
    Ф
     
     
     
     
     
     
    2
    Х
     
     
     
     
     
     
    9
    Ц
     
     
     
     
     
     
    4
    Ч
     
     
     
     
     
     
    4
    Ш
     
     
     
     
     
     
    6
    Щ
     
     
     
     
     
     
    3
    Ы
     
     
     
     
     
     
    16
    Ь, Ъ
     
     
     
     
     
     
    14
    Э
     
     
     
     
     
     
    3
    Ю
     
     
     
     
     
     
    16
    Я
     
     
     
     
     
     
    18
    Другие
    символы
     
     
     
     
     
     
    182
     
    Во время урока в столбцы с номерами 1-6 заносятся данные, полученные учениками. Затем выполняется подсчет средних значений. Как правило, средние значения, получаемые в результате обработки данных на уроке, достаточно близки к результатам, приведённым во втором столбце.
     
    В результате этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на русском языке. (В демонстрационном режиме здесь желательно использовать возможности табличного процессора и отсортировать строки таблицы по убыванию значений столбца "Среднее".) Ученики ищут эти буквы на клавиатуре (можно использовать рисунок в §2.3. учебника) и выясняют, что они действительно расположены в её центральной части.

     
  • Буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости".
  • В русских словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные Н, Т, С, Р.
  • Клавиши с этими буквами расположены в центре, их надо набиратьуказательными пальцами.
  • Желательно научиться работать на клавиатуре вслепую, т.е. смотреть при работе на экран, а не на клавиши.
  • Основная позиция пальцев на клавиатуре: зоны "ответственности" каждого пальца обоих рук (рисунок в §2.3. учебника, плакат 8).
  • Правила, которые небходимо соблюдать при вводе информации с помощью клавиатуры.
     
    3) Домашнее задание:
     
    §2.3, §3.11, вопросы.
    РТ: №9 с.60; №12* с.63.
    Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
     
    4) Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).
     
    Замечание
     
    Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
     
    Литература
     
    1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
    2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
    3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
    4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Поиск

Конкурсы






#

Коллегам
Справочник сайтов учителей и для учителя





Видеоуроки по информатике для учителей и учеников
        Нет более быстрого к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Сюньцзы 

Сеть творческих учителей

Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей.


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Посетители

Друзья сайта
  • Зайцева Л.А.
  • Мамочкина М.В.
  • МБОУ "СОШ №34"
  • иструкции для uCoz
  • все для школьного сайта

  • Проекты в школе
    Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся Обучонок
    Обучающие программы и исследовательские работы учащихся

    Творческие проекты и работы учащихся
    Творческие проекты и работы учащихся.
    В помощь в создании и оформлении творческого проекта




    Методическая копилка учителя информатики Дизайн навигатор 
                                                        © - Кондратенко Любовь Петровна - 2024  Создать бесплатный сайт с uCoz
                                                                             Главная | Портфолио учителя | Опыт работы | УМК по информатике |                                                        
    Персональный сайт учителя информатики и ИКТ 
    На сайте представлены как собственные разработки, так и файлы и информация, найденные в сети Интернет или найденные в учебно-методической литературе. Автор сайта не претендует на авторство представленных материалов. Если вы являетесь правообладателем какого-либо информационного продукта, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба сообщить для устранения нарушения авторского права.