-
дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера;
-
ввести на интуитивном уровне понятие файла.
Основные понятия:
-
программное обеспечение;
-
операционная система;
-
прикладная программа (приложение);
-
файл.
Оборудование:
-
Плакат 6. Компьютер и информация.
-
Плакат 7. Знакомство с клавиатурой.
-
Плакат 8. Правила работы на клавиатуре.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Назовите и покажите основные устройства компьютера.
-
Назовите и покажите основные устройства ввода информации.
-
Назовите основные группы клавиш на клавиатуре.
-
-
Объясните, для чего предназначены клавиши.(Учитель поочерёдно правильно называет и показывает на предварительно подготовленных табличках англоязычные названия клавиш.)
-
Визуальная проверка выполнения задания РТ: №9 с. 60.
Задание РТ: №9 с. 60.
Нанесите на рисунок клавиатуры русские буквы, цифры, знаки препинания, знаки "+", "–" и "=". Раскрасьте цветными карандашами зоны "ответственности" каждого пальца.
Ответ:
-
Назовите буквы, входящие в зоны ответственности указательных пальцев правой и левой руки, и объясните, почему выбраны именно эти буквы, а не другие.
-
Перечислите правила работы на клавиатуре и технику безопасности при работе на компьютере.
2) Объяснение нового материала: Программы и файлы, §2.4. с.74.
Программное обеспечение - это совокупность всех программ компьютера.
Операционная система (ОС) - это пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером.
Прикладные программы (приложения) - это программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания: ввод текста, рисование, вычисление и др.
Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная одним именем.
Имя файлу придумывает тот, кто его создает.
Правила записи имени файла:
-
имя файла (в Windows) может включать до 255 символов, латинские и русские буквы и др. символы;
-
имя файла не должно включать символы:
/ : * ? " < > |
Наиболее употребляемые типы файлов:
-
исполнимые;
-
текстовые документы;
-
графические;
-
звуковые.
Все файлы на диске хранятся в определенной системе: в папках, которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках (быть вложенными в них) и т.д.
Операции с файлами:
-
модификация (открыть, внести изменения и сохранить под тем же именем);
-
копирование (скопировать и сохранить в другой папке);
-
удаление;
-
перемещение.
При работе с файлами не следует:
-
удалять файл, не выяснив, что это следует делать;
-
давать файлу имя, которое не поясняет его содержание;
-
сохранять файл в той папке, в которой его потом будет трудно найти;
-
удалять или перемещать файлы из прикладных программ, т.к. программы могут перестать работать.
3) Домашнее задание:
§2.4, §3.11, вопросы.
РТ: №5 с.57.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
4) Клавиатурный тренажер в режиме игры.
Замечание
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
-