Воскресенье, 05.05.2024, 00:38
Сайт учителя информатики
Кондратенко Любови Петровны
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Урок 15 Регистрация Вход

Меню сайта

Новости ИКТ


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Видеоуроки по информатике
Новости

Урок 15

 

Табличная форма представления информации. 
Игра "Морской бой"


 

Цели урока:

 

  • акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
  • дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
     
    Основные понятия:
  • таблица;
  • графа (столбец) таблицы;
  • строка таблицы.
     
    Оборудование:
  • мультимедийный проектор.
     
    Ход урока:
     
    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
  • Ученики отвечают на вопросы.
    1. Что понимается под кодированием информации?
    2. Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
    3. Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?
  • Ученики отвечают на вопросы §1.9 №1-№6 с.36.
    1. Расскажите о текстовой форме представления информации.
    2. Какие другие формы представления информации вы знаете? Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
    3. С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера.
    4. Приведите примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению.
    5. Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?
    6. Как вы понимаете смысл высказывания: "Что написано пером, то не вырубить топором"? Согласны ли вы с этим?
  • Обсуждение вариантов выполнения задания РТ: №35 с.38.
     
    Задание РТ: №35 с.38.
     
    Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ". Менять местами буквы запрещено. 
    Запишите цепочки превращений следующих слов:
     
    Результат Исходное
    слово
    Цепочка превращений
    рак
    суп
    СУП – сук – сок – рок – РАК
    шаг
    бег
    БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ
    суша
    море
    МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША
    век
    миг
    МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК
    коса
    бант
    БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА
    куб
    шар
    ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ
    слон
    муха
    МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН

     
  • Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10-№12 с.16.
     
    Задание РТ: №10 с.16.
     
    Запишите словами число 389 365 402 202.
     
    Ответ: триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.
     
    Задание РТ: №11 с.16.
     
    Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: "Миллиард – очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд".
     
    Ответ: "1000000000 – очень большое число. За 30 лет с 1 января 1970 года по 31 декабря 1999 года прошло 10957 суток, что составляет 262968 часов или 946684800 секунд. Значит, за 30 лет не пройдёт и 1000000000 секунд".
     
    Задание РТ: №12 с.16.
     
    Представьте в виде арифметических выражений следующие утверждения:
    а) Если к трём прибавить четыре, потом умножить всё на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.
    б) Разность двадцати семи сотых и девяти сотых равна восемнадцати сотым.
     
    Ответ:
    а) (3 + 4) · 4 : (8 – 6) = 14; 
    б) 0,27 – 0,09 = 0,18.

     
  • Обсуждение того, что текстовая форма представления информации не всегда удобна (на примере РТ: №10-№12 с.16).
     
    2) Объяснение нового материала: Табличная форма представления информации, §1.10 с.37.
  • Учащимся предлагается прочитать текст "Оценки за год", §1.10 с.37 и ответить на находящиеся под ним вопросы. (Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы, но делают это чётко и быстро по таблице на с.38.)
  • Делается вывод, что таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.
  • С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.
  • Структура таблицы: головка, боковик, прографка.
     
    Структура таблицы
  • Учащиеся приводят примеры таблиц (календарь погоды, расписание уроков ...).
  • Обсудить вопрос №2 с.41 §1.10.
     
    Вопрос №2 с.41 (учебник).
     
    Какие заголовки можно дать графам таблицы:
    а) "Домашняя библиотека";
    б) "Имя существительное";
    в) "Ученики нашего класса"?
     
    Ответ: 
    а) книга, автор, издательство, год издания, количество страниц ...;
    б) существительное, одушевленное / неодушевленное, собственное / нарицательное, род, склонение ...; в) фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, родители, домашний адрес, телефон ...; 
     
    3) Закрепление изученного материала:
  • Задание РТ: №36 с.38.
     
    Задание РТ: №36 с.38.
     
    Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.
     
    Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
     
    Самые крупные алмазы
     
    Название Вес, карат Время (место) находки
    Куллинан 3106 1905 год
    Эксцельсиор 995 1893 год
    Звезда Сьерра-Леоне 970 1972 год
    Кохинор 800 XIV век (Индия)
    Великий Могол 787 XVII (Индия)
    Алмаз Победы 770 1945 год (Западная Африка)

     
  • Если позволяет время, то показать школьникам табличный способ решения логических задач.
     
    Задача с.39 (учебник).
     
    Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
    — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
    — О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
    — Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
    Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. 
    Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
     
    Фамилия Имя
    Алик Володя Миша Юра
    Балашов  
    Петров +
    Лунин    
    Симонов      
     
    Фамилия Имя
    Алик Володя Миша Юра
    Балашов +
    Петров +
    Лунин +
    Симонов +
     
    Ответ: фамилия Алика – Симонов, Володи – Лунин, Миши – Петров и Юры – Балашов.
     
    4) Домашнее задание:
     
    §1.10, вопросы, письменно: №3 с.41.
    РТ: №37, №38 с.39.
     
    5) Работа на компьютере. Игра "Морской бой".
     
    Замечание
     
    Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
     
    Литература
     
    1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
    2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
    3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
    4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Поиск

Конкурсы






#

Коллегам
Справочник сайтов учителей и для учителя





Видеоуроки по информатике для учителей и учеников
        Нет более быстрого к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Сюньцзы 

Сеть творческих учителей

Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей.


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Посетители

Друзья сайта
  • Зайцева Л.А.
  • Мамочкина М.В.
  • МБОУ "СОШ №34"
  • иструкции для uCoz
  • все для школьного сайта

  • Проекты в школе
    Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся Обучонок
    Обучающие программы и исследовательские работы учащихся

    Творческие проекты и работы учащихся
    Творческие проекты и работы учащихся.
    В помощь в создании и оформлении творческого проекта




    Методическая копилка учителя информатики Дизайн навигатор 
                                                        © - Кондратенко Любовь Петровна - 2024  Создать бесплатный сайт с uCoz
                                                                             Главная | Портфолио учителя | Опыт работы | УМК по информатике |                                                        
    Персональный сайт учителя информатики и ИКТ 
    На сайте представлены как собственные разработки, так и файлы и информация, найденные в сети Интернет или найденные в учебно-методической литературе. Автор сайта не претендует на авторство представленных материалов. Если вы являетесь правообладателем какого-либо информационного продукта, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба сообщить для устранения нарушения авторского права.