показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
отметить роль кодирования информации.
Основные понятия:
условный знак;
код;
кодирование.
Оборудование:
Мультимедийный проектор.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Ученики отвечают на вопросы.
○ Что такое информация?
○ Какие действия человек совершает с информацией?
○ Как человек хранит информацию?
○ Назовите носители информации прошлого?
○ Какие современные носители информации вам известны?
○ Какими техническими характеристиками должны обладать носители информации в будущем?
Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23 §1.4.
1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем компьютере является источником информации, а что - приемником?
2. Приведите пример источника информации и расскажите о нем.
3. Чем отличается источник информации от приемника?
4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
Визуальная проверка РТ: №6 с.12 с последующим обсуждением.
Обсуждаются результаты выполнения или совместное выполнение РТ: №7 с.13-14.
Разгадывается всем классом кроссворд "Передача информации" РТ: №9 с.15.
2) Объяснение нового материала: Кодирование информации, §1.6, §3.6.
Подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов.
Использовать материал для любознательных: §3.6.
Подготовить презентацию для сопровождения изложения нового материала.
К уроку относится большое количество разнообразных заданий в РТ: часть из них выполнить на уроке, остальные - дома.
Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде.
Сигналы: звуковые; световые; тепловые; электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др.
Приёмник расшифровывает сигнал.
Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь.
Как понимать сигналы договариваются заранее.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.
○ Показать фрагмент кодовой таблицы Windows.
○ Закодировать слово КНИГА, используя десятичный код.
○ Пример 1 и 2 с.27 учебника (устно разобрать).
3) Материал для любознательных: Язык жестов, §3.6.
◐ Игра. Покажите с помощью жестов:
а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);
◐ Древний Рим, император, оставлять в живых гладиатора или нет (большой палец вверх или вниз).
◐ Нельзя чесать голову и теребить одежду при посторонних -пренебрежение.
◐ Здороваться: пожимаем руки; китайцы пожимали руки самим себе (сейчас так делают артисты); эскимосы легонько стучали кулаками по голове и по плечам; лапландцы тёрлись носами; египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сейчас военные).
◐ Восхищение: хлопаем в ладоши; испанцы и мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя; бразильцы держатся за мочку уха.
◐ Международный жест: поднятая рука (обратить внимание, ответить на вопрос).
◐ Помахать на прощание, а у латиноамериканцев этот жест - приглашение. Высунуть язык - оскорбление, а в Тибете - будь спокоен, я не замышляю ничего против тебя.
◐ Профессиональные жесты: у судей соревнований, у водолазов, у дирижёра; немые люди.
Задания РТ: №20 - №29 с.23-28.
Для выполнения заданий 19-24 требуется знание алфавита. Так как не все учащиеся хорошо его помнят, то целесообразно заранее распечатать карточки-подсказки с алфавитом по одной на каждую парту.
4) Домашнее задание:
§1.6, §3.6, вопросы.
РТ: №10-№19 с.16-23. [В №19 с.23 "Своё имя" заменить на "ШКОЛА", а "Название любимого школьного предмета" - на "ИНФОРМАТИКА".]
РТ: №20 - №29 с.23-28. [Для тех, кто не успел в классе.]
5) Работа на компьютере на уроке не предусмотрена.
Замечание
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
Литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил
На сайте представлены как собственные разработки, так и файлы и информация, найденные в сети Интернет или найденные в учебно-методической литературе. Автор сайта не претендует на авторство представленных материалов. Если вы являетесь правообладателем какого-либо информационного продукта, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба сообщить для устранения нарушения авторского права.