Урок 12
Кодирование информации
Цели урока:
- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
- отметить роль кодирования информации.
Основные понятия:
- условный знак;
- код;
- кодирование.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Ученики отвечают на вопросы.
- ○ Что такое информация?
- ○ Какие действия человек совершает с информацией?
- ○ Как человек хранит информацию?
- ○ Назовите носители информации прошлого?
- ○ Какие современные носители информации вам известны?
- ○ Какими техническими характеристиками должны обладать носители информации в будущем?
- Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23 §1.4.
- 1. Приведите пример обмена информацией между людьми. Что в вашем компьютере является источником информации, а что - приемником?
- 2. Приведите пример источника информации и расскажите о нем.
- 3. Чем отличается источник информации от приемника?
- 4. Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример из собственной жизни.
- Визуальная проверка РТ: №6 с.12 с последующим обсуждением.
-
Обсуждаются результаты выполнения или совместное выполнение РТ: №7 с.13-14.
-
Разгадывается всем классом кроссворд "Передача информации" РТ: №9 с.15.
2) Объяснение нового материала: Кодирование информации, §1.6, §3.6.
- Подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов.
- Использовать материал для любознательных: §3.6.
- Подготовить презентацию для сопровождения изложения нового материала.
- К уроку относится большое количество разнообразных заданий в РТ: часть из них выполнить на уроке, остальные - дома.
Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном виде.Сигналы: звуковые; световые; тепловые; электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др.
Приёмник расшифровывает сигнал.
Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь.
Как понимать сигналы договариваются заранее.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.
○ Показать фрагмент кодовой таблицы Windows.
○ Закодировать слово КНИГА, используя десятичный код.
○ Пример 1 и 2 с.27 учебника (устно разобрать).
3) Материал для любознательных: Язык жестов, §3.6.
◐ Игра. Покажите с помощью жестов:а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);б) удивление, сомнение (пожиманием плечами);
в) несогласие, согласие (движением головы).◐ Древний Рим, император, оставлять в живых гладиатора или нет (большой палец вверх или вниз).
◐ Нельзя чесать голову и теребить одежду при посторонних -пренебрежение.
◐ Здороваться: пожимаем руки; китайцы пожимали руки самим себе (сейчас так делают артисты); эскимосы легонько стучали кулаками по голове и по плечам; лапландцы тёрлись носами; египтяне прикладывали ладонь ко лбу (сейчас военные).
◐ Восхищение: хлопаем в ладоши; испанцы и мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя; бразильцы держатся за мочку уха.
◐ Международный жест: поднятая рука (обратить внимание, ответить на вопрос).
◐ Помахать на прощание, а у латиноамериканцев этот жест - приглашение. Высунуть язык - оскорбление, а в Тибете - будь спокоен, я не замышляю ничего против тебя.
◐ Профессиональные жесты: у судей соревнований, у водолазов, у дирижёра; немые люди.
- Задания РТ: №20 - №29 с.23-28.
-
Для выполнения заданий 19-24 требуется знание алфавита. Так как не все учащиеся хорошо его помнят, то целесообразно заранее распечатать карточки-подсказки с алфавитом по одной на каждую парту.4) Домашнее задание:
§1.6, §3.6, вопросы.РТ: №10-№19 с.16-23. [В №19 с.23 "Своё имя" заменить на "ШКОЛА", а "Название любимого школьного предмета" - на "ИНФОРМАТИКА".]РТ: №20 - №29 с.23-28. [Для тех, кто не успел в классе.]
5) Работа на компьютере на уроке не предусмотрена.
ЗамечаниеПоурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.Литература-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил
-
- Визуальная проверка РТ: №6 с.12 с последующим обсуждением.
- Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23 §1.4.