Урок 18
Обработка текстовой информации.
Практическая работа №6. Вводим текст
Практическая работа №6. Вводим текст
Цели урока:
-
дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах;
-
ввести понятие документа.Основные понятия:
-
текстовый редактор;
-
документ.Оборудование:
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
экран;
-
плакат "Подготовка текстовых документов";
-
презентация "Текст: история и современность" (Часть 2);
-
файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.Ход урока:1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Опрос учащихся по вопросам УЧ: №1-4 с.47.
-
Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.
Обработка информации – это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату. Да, приходилось обрабатывать информацию, например: решать математические задачи, систематизировать исходную информацию, кодировать информацию, выполнять поиск нужной информации и пр. -
Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (по вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?
Ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса – на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса?
Исходные данные – ... 21 дерево, ... на 5 меньше; результат – ... 37 деревьев; исполнитель – человек.
Эта математическая задача относятся к 1 типу обработки информации. -
Всегда ли при решении математических задач вы получали новую информацию? Приведите примеры.
Нет, например: если в задаче требуется расположить числа в порядке возрастания или убывания. -
В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?
Различие между 1 и 2 типами обработки информации состоит в том, что в результате обработки информации при 1-ом типе получается новое содержание и новая информация, а при 2-ом – новая форма информации, но сохраняется старое содержание.
-
-
Визуальная проверка и обсуждение результатов выполнения задания РТ: №37 с.73.Задание РТ: №37 с.73.
-
Обратите внимание на то, как интересно расположены цифровые клавиши на калькуляторе (и на дополнительной клавиатуре).
-
Действительно, 963 – 852 = 111, 789 – 456 = 333. Найдите все вертикальные и горизонтальные линии, где в аналогичных примерах получаются ответы 111, 222, 333 и 666. Запишите эти примеры:
963 – 852 = 111
369 – 258 = 111
852 – 741 = 111
258 – 147 = 111963 – 741 = 222
369 – 147 = 222789 – 456 = 333
987 – 654 = 333
456 – 123 = 333
654 – 321 = 333789 – 123 = 666
987 – 321 = 666-
Ученик называет и показывает основные элементы окна приложения Калькулятор.Задание РТ: №28 с.71.
-
Соедините стрелками надписи с соотвествующими им элементами рисунка.
1) Название приложения
2) Строка заголовка
3) Строка меню
4) Сворачивающая кнопка
5) Закрывающая кнопка
6) Поле ввода2) Объяснение нового материала: Обработка текстовой информации, §2.9, с.88-90.○ Акцентировать внимание учащихся на том, что компьютер помогает обрабатывать не только числовую информацию, но и текстовую.○ Рассказать о программных средствах, предназначенных для обработки текстовой информации. После введения понятия документа сообщить ученикам, что его подготовка на компьютере состоит из нескольких этапов, и подробно рассмотреть первый этап – ввод текста.○ С помощью мультимедийного проектора на большом экране продемонстрировать окно приложения WordPad, рассказать о назначении кнопок на панели инструментов, показать, как открываются и сохраняются текстовые документы.Текстовые редакторы – программы, предназначенные для создания простых сообщений и текстов.Текстовый редактор Блокнот помогает создавать небольшие тексты, состоящие из букв, знаков препинания и специальных символов, которые можно вводить с помощью клавиатуры.Текстовые процессоры – мощные программы для работы с текстами, позволяющие изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.Текстовый процессор WordPad помогает создавать и оформлять рассказы, доклады, статьи для школьной газеты, содержащие надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.Запуск программы WordPad: Пуск → Программы → Стандартные → WordPad. (Продемонстрировать.)Окно текстового процессора WordPad: ...Этапы подготовки документа на компьютере - ○ Ввод (набор) текста.
- ○ Редактирование.
- ○ Форматирование.
- ○ Печать.
Ввод текста - ○ С помощью клавиатуры.
- ○ Роль бумаги – экран.
- ○ Курсор – мигающая вертикальная черта, указывает место для ввода очередного символа текста.
Правила ввода текста-
Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
-
Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
-
Ошибку, допущенную при вводе текста, можно исправить. Ошибочный символ, расположенный справаот курсора, удаляйте клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
-
При наборе текста на компьютере вам не нужно следить за концом строки: как только он будет достигать, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
-
Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.
3) Домашнее задание:
-
- §2.9 с.88-90, вопросы 1-4 с.94;
- РТ: №33 с.31;
- РТ: №38 с.74 (ответы УЧ: справочные материалы с.191);
- РТ: №39 с.74.
4) Практическая работа №6, с.151-154.○ Здесь школьники впервые по-настоящему работают с текстовым процессором. Предшествующая работа на клавиатурном тренажере должна была подготовить пятиклассников к непосредственному вводу текстовой информации.○ На выполнение практической работы должно быть отведенно не менее 15-20 минут.○ Уделить большое внимание навыкам создания, сохранения, открытия, сохранения под тем же или новым именем дополнительных документов.○ Задания 2-4 активизируют ещё и мысленную деятельность школьников.○ Работа считается выполненной, если за отведенное время сделано не менее трех заданий.Замечание -
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 338 с.: ил.
-
-
-
-