Урок 9
Действия с информацией. Хранение информации.
Логическая игра (тренировка памяти)
Логическая игра (тренировка памяти)
Цели урока:
-
акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах).Основные понятия:
-
информация;
-
действия с информацией;
-
оперативная (внутренняя память);
-
внешняя память;
-
память отдельного человека;
-
память человечества.Оборудование:
-
Плакат 3. Хранение информации.
-
Мультимедийный проектор.Ход урока:1) Повторение материала, изученного в I четверти.
-
Актуализировать сведения об устройстве компьютера, его программном обеспечении и способах взаимодействия пользователя с компьютером, вспомнить правила техники безопасности и организации рабочего места.2) Объяснение нового материала: Действия с информацией. Хранение информации, §1.2, §1.3, §3.1, плакат 3.
-
§1.2 носит характер вводного, акцентирующего внимание школьников на роли информации и действий с нею в жизни людей.
-
Действия с информацией – это такие операции с ней, как поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и др. (Например, чтение газеты, заучивание правила, решение задачи, фотографирование и др.)
-
Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.
-
-
Вопросы №1-4 §1.2.
- Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.
- Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.
- Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?
-
Далее более детально рассматривается хранение информации. При рассказе о памяти человека используются понятия внутренней (оперативной) и внешней памяти. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти.
-
Человек хранит определённую информацию в собственной памяти -"в уме" (имена, телефоны, правила и пр.)
-
Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
-
В отличие от памяти человека, которую можно назвать внутренней памятью, записные книжки и справочники можно назвать внешней памятью.
-
Память человечества содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди (знания в книгах, живописных полотнах, скульптурах и пр.)
-
Хранение различных видов информации: фотография (лица людей, пейзажи, явления природы); кинофильмы (движущиеся предметы – танцы, жесты, пантомима); ноты, фонограф, пластинки и пр.
-
Память компьютера – это устройства, в которых хранятся данные.
-
Современный компьютер может хранить в своей памяти различныевиды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
3) Материал для любознательных: О том, как хранили информацию раньше, §3.1. -
-
При изложении сведений исторического характера рассказ учителя целесообразно подкрепить демонстрацией соответствующих изображений или предметов.
-
Наскальная роспись; иероглифы; клинопись; алфавит; рукописи; книги и пр.
4) Домашнее задание:§1.2, §1.3, §3.1, вопросы.РТ: №4 с.5.Подготовиться к тестированию по изученному материалу.5) Логическая игра (тренировка памяти).ЗамечаниеПоурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.Литература-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
-