Понедельник, 10.02.2025, 22:10
Сайт учителя информатики
Кондратенко Любови Петровны
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Урок 13 Регистрация Вход

Меню сайта

Новости ИКТ


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Видеоуроки по информатике
Новости

Урок 13

 

Формы представления информации. Метод координат



Цели урока:
 

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
  • познакомить учащихся с методом координат.


    Основные понятия:
     
  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.


    Оборудование:
     
  • презентация "Прямоугольная система координат".
  • мультимедийный проектор.

     
    Ход урока

    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала: 

    ◙ Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.
     
    1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
    2. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
    3. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]
    4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
       
       
      Ответ: компьютер.
    5. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]
    ◙ Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.
     
    Ответы
     
    1. Триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.
    2. 1 000 000 000
      30
      1
      1 970
      31
      1 999
      10 957
      262 968
      946 684 800
      30
      1 000 000 000

       
    3. а) (3 + 4) · 4 : (8 – 6) = 14 или 

      б) 
       
    4.  
      Слагаемое 125 348
      98
      Слагаемое
      66
      21 210
      Сумма 191 369 308
      125 + 66 = 191
      348 + 21 = 369
      98 + 210 = 308
    5.  
      Сфера применения кода Используемые знаки
      Запись арифметических выражений Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.
      Запись мелодий Нотные знаки, например:
      Ноты
      Запись звуков речи Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.
      Оформление календаря природы Знаки, например:
      Ясно Малооблачно Пасмурно Дождь
      Управление движением транспорта Дорожные знаки, например:
       
        
    6.  
    7.  
    8.  
    9.  
    10.  
     
    2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. Метод координат, §1.7, §1.8.
     
    ◈ Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
     
    ◈ Метод координат рассматривается как один из примеров представления (кодирования) информации с помощью чисел. Если позволяет время, то уделить методу координат отдельный урок!!!
     
    Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.

    Формы представления (способы кодирования) информации:
    – разговорные языки (более 2000);
    – язык мимики и жестов;
    – язык рисунков и чертежей;
    – научные языки (математики, программирования);
    – языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
    – специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
     
    Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
     
    Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.

    Способы кодирования информации:
    1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
    2) числовой (с помощью чисел);
    3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
     
    Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
     
    Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.

    Для декодирования нужен код.
     
    Прямоугольная система координат, Рене Декарт, ось абсцисс (ОХ), ось ординат (ОУ), начало координат, единичный отрезок, координаты точки (абсцисса, ордината), координатные четверти.

    Шахматная доска.


    3) Материал для любознательных: УЧ: игра "Морской бой", §3.7 с.124.


    4) Закрепление изученного материала.

    ◙ Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.
     
    1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:
       
       
      Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".
       
      Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".
    2. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
       
       
      Ответ: Руслан.

       
    3. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

      а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
      б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

      Ответ:
      а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
      б) Старый друг лучше новых двух.
       
    4. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    1 к л м н о ь ъ ы э ю я <пробел>
    2 п р с т у ф х ч ц ш щ ,
    3 а б в г д е ё ж з и й .
     
    Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).

    1. Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.


    2.  

    5) Домашнее задание: 

    §1.7, §1.8, §3.7, вопросы.
    УЧ: №4 - №6 с.30 §1.7 (письменно). [Для тех, кто не успел в классе.]
    УЧ: №5 §1.8 (письменно).
    УЧ: №6* (письменно, по желанию) §1.8.
    РТ: №31, №32 с.30.
    РТ: №34 с.32-37 (количество вариантов по желанию).


    6) Работа на компьютере на уроке не предусмотрена.

     
    Замечание
     
    Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
     
    Литература
     
    1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
    2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 4-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 192 с.: ил.
    3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
    4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
Поиск

Конкурсы






#

Коллегам
Справочник сайтов учителей и для учителя





Видеоуроки по информатике для учителей и учеников
        Нет более быстрого к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Сюньцзы 

Сеть творческих учителей

Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей.


Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Посетители

Друзья сайта
  • Зайцева Л.А.
  • Мамочкина М.В.
  • МБОУ "СОШ №34"
  • иструкции для uCoz
  • все для школьного сайта

  • Проекты в школе
    Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся Обучонок
    Обучающие программы и исследовательские работы учащихся

    Творческие проекты и работы учащихся
    Творческие проекты и работы учащихся.
    В помощь в создании и оформлении творческого проекта




    Методическая копилка учителя информатики Дизайн навигатор 
                                                        © - Кондратенко Любовь Петровна - 2025  Создать бесплатный сайт с uCoz
                                                                             Главная | Портфолио учителя | Опыт работы | УМК по информатике |                                                        
    Персональный сайт учителя информатики и ИКТ 
    На сайте представлены как собственные разработки, так и файлы и информация, найденные в сети Интернет или найденные в учебно-методической литературе. Автор сайта не претендует на авторство представленных материалов. Если вы являетесь правообладателем какого-либо информационного продукта, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба сообщить для устранения нарушения авторского права.