Урок 14
Текст как форма представления информации.
Логическая игра
Логическая игра
Цели урока:
-
углубить представления учащихся о формах представления информации;
-
акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.Основные понятия:
-
текст;
-
текстовая информация.Оборудование:
-
мультимедийный проектор.Ход урока:1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Ученики отвечают на вопросы.
-
Как человек хранит информацию?
-
Как человек передает информацию?
-
Что понимается под кодированием информации?
-
-
Ученики отвечают на вопросы №1, №2 с.30 учебника. (При ответе на вопрос №1, желательно, чтобы ученики рассказали обо всех трех способах кодирования информации.)
-
Какие формы представления информации вы знаете?
-
Зависит ли форма представления информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?
-
-
Обсуждение заданий РТ: №31, №32 с.30.Задание РТ: №31 с.30.Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 к л м н о ь ъ ы э ю я <пробел> 2 п р с т у ф х ч ц ш щ , 3 а б в г д е ё ж з и й . Расшифруйте следующее сообщение:(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1) За добро добром (10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3) и платят. Задание РТ: №32 с.30.Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:меню (3,1) (6,3) (4,1) (10,1) пуск (1,2) (5,2) (3,2) (1,1) команда (1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3) вкладка (3,3) (1,1) (2,1) (1,3) (5,3) (1,1) (1,3)
-
Визуальная проверка выполнения задания РТ: №34 с.32-37.Задание РТ: №34 с.32-37.На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.Вариант 1Отметьте точки:1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.13 – 14 – 15 – 16 – 13.Ответ:Вариант 2Отметьте точки:1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.Ответ:Вариант 3Отметьте точки:1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 1.5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11.Ответ:Вариант 4Отметьте точки:1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.12 – 13 – 14 – 15.Ответ:Вариант 5Отметьте точки:1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.Ответ:Вариант 6Отметьте точки:1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).Соедините точки:1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.Ответ:2) Объяснение нового материала: Текст как форма представления информации, §1.9, с.35.
-
Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.
-
Подготовить и продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.
-
Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.
-
Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.3) Закрепление изученного материала:
-
Задание РТ: №35 с.38 подчеркивает смысловой аспект текста.
-
Разобрать на уроке первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты преобразований.Задание РТ: №35 с.38.Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ". Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:Результат Исходное
словоЦепочка превращений рак суп СУП – сук – сок – рок – РАК шаг бег БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ суша море МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША век миг МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК коса бант БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА куб шар ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ слон муха МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН 4) Домашнее задание:§1.9, вопросы.РТ: №10 - №12 с.16.РТ: №35 с.38 (построить одну из цепочек по выбору учащегося).5) Работа на компьютере: -
Возможны несколько вариантов работы на компьютере:– логическая игра, например, "Привет" из Роботландии;– компьютерный словарный диктант;– клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.ЗамечаниеПоурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
-