Урок 4
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)
Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)
Цели урока:
-
дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;
-
познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.Основные понятия:
-
символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура;
-
основная позиция пальцев на клавиатуре.Оборудование:
-
Плакат 6. Компьютер и информация.
-
Плакат 7. Знакомство с клавиатурой.
-
Плакат 8. Правила работы на клавиатуре.Ход урока:1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Вопросы №1-4 §2.3.
-
Какую информацию может обрабатывать компьютер?
-
Какую информацию компьютер обрабатывать не может?
-
Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера? Для чего нужна клавиатура?
-
При ответе на этот вопрос соответствующие устройства или их изображения желательно демонстрировать (плакат 7).
-
-
Что нужно знать про клавиатуру?
-
-
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №6 с. 57.Задание РТ: №6, с.57Раскрасьте цветными карандашами основные группы клавиш:1) функциональные клавиши — коричневым;2) символьные (алфавитно-цифровые) клавиши — синим;3) клавиши управления курсором — зелёным;4) специальные клавиши — красным;5) клавиши дополнительной клавиатуры — жёлтым;6*) клавиши управления питанием — серым;7*) Windows-клавиши не раскрашивайте.
Ответ:
-
Одному из учеников предлагается на плакате 7 или на настоящем компьютере найти и показать те группы клавиш, которые будут называть его одноклассники.
-
Наиболее сильному ученику предложить самому назвать группы клавиш и показать их на клавиатуре.
-
Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 с.61, №11 с.62.
-
Учитель зачитывает вопросы, а ученики дают ответы по заданию РТ: №10 с.61 (Карточка 2.10).
-
Учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои ответы в задании РТ: №11 с.62 (Карточка 2.11).2) Объяснение нового материала: Основная позиция пальцев на клавиатуре, §2.3, плакат 8.Обсуждение результатов задания РТ: №8* с. 58 (проект "Самая необходимая буква").Задание РТ: №8* с. 58Проект "Самая необходимая буква в алфавите".Откройте своё любимое литературное произведение. Подсчитайте. сколько букв расположено в одной полной строке (обычно 40-50). Отсчитайте такое количество строк, чтобы в них содержалось примерно 1000 букв (20-25 строк). В выделенном фрагменте как можно более точно пересчитайте сначала все буквы "а", затем "б", "в" и так далее по алфавиту. Полученные результаты занесите во второй столбец таблицы. Знаки препинания, цифры и пробелы впишите в строку "Другие".В третьем столбце закрасьте клетки, соотвествующие восьми самым распространённым буквам. Сравните свои результаты с данными, приведёнными в последнем столбце таблицы.Четвёртый и пятый столбцы таблицы заполните вместе с учителем в классе.Сравните полученные результаты.Буква, другой символСколько раз буква встретилась в текстеСреднее (заполнить с учителем)Чаще всего встретились буквы (заполнить с учителем)Частота встречаемости в русском языкеА62Б14В38Г13Д25Е, Ё72Ж7316И62Й10К28Л35М26Н53О90П23Р40С45Т53У21Ф2Х9Ц4Ч4Ш6Щ3Ы16Ь, Ъ14Э3Ю16Я18Другие символы182Обратить внимание учеников на расположение русских букв на клавиатуре компьютера и выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не иначе? В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости". Для доказательства этой гипотезы следует воспользоваться данными из таблицы задания №8*.Предварительно следует подготовить в табличном процессоре таблицу следующего вида (эта работа выполняется на демонстрационном компьютере, с помощью мультимедийного проектора её результаты проецируются на большой экран):Буква12345СреднееЧастота
встречаемости
в русском
языкеА62Б14В38Г13Д25Е, Ё72Ж7316И62Й10К28Л35М26Н53О90П23Р40С45Т53У21Ф2Х9Ц4Ч4Ш6Щ3Ы16Ь, Ъ14Э3Ю16Я18Другие
символы182Во время урока в столбцы с номерами 1-6 заносятся данные, полученные учениками. Затем выполняется подсчет средних значений. Как правило, средние значения, получаемые в результате обработки данных на уроке, достаточно близки к результатам, приведённым во втором столбце.В результате этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на русском языке. (В демонстрационном режиме здесь желательно использовать возможности табличного процессора и отсортировать строки таблицы по убыванию значений столбца "Среднее".) Ученики ищут эти буквы на клавиатуре (можно использовать рисунок в §2.3. учебника) и выясняют, что они действительно расположены в её центральной части.
-
Буквы на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости".
-
В русских словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные Н, Т, С, Р.
-
Клавиши с этими буквами расположены в центре, их надо набиратьуказательными пальцами.
-
Желательно научиться работать на клавиатуре вслепую, т.е. смотреть при работе на экран, а не на клавиши.
-
Основная позиция пальцев на клавиатуре: зоны "ответственности" каждого пальца обоих рук (рисунок в §2.3. учебника, плакат 8).
-
Правила, которые небходимо соблюдать при вводе информации с помощью клавиатуры.3) Домашнее задание:§2.3, §3.11, вопросы.РТ: №9 с.60; №12* с.63.Подготовиться к тестированию по изученному материалу.4) Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).ЗамечаниеПоурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
-