-
познакомить учащихся с учебником;
-
познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
-
дать представление о предмете изучения.
Основные понятия:
- информация;
- информатика;
- компьютер;
- данные.
Оборудование:
- Плакат 1. Техника безопасности.
- Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию.
Ход урока:
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
-
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
-
не входите в верхней и влажной одежде;
-
не включайте самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
-
не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;
-
убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
-
чтобы не навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
-
включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;
-
не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
-
не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
-
работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
-
на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;
-
не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
-
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
-
не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
-
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
- выйдите из прикладных программ;
- с разрешения учителя выключите ПК;
- наведите порядок на рабочем столе;
- приставьте стул;
- сдайте рабочее место учителю.
2) Знакомство с учебником: с.6.
3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2.
Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире.
Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.
-
Задание: №4 или №5 §1.1.
Задание №4 §1.1.
Заполните следующую таблицу:
Вид информации
|
Чувство
|
Орган
|
Зрительная |
Зрение |
Глаза |
Звуковая |
Слух |
Уши |
Вкусовая |
Вкус |
Язык |
Обанятельная (запах) |
Обоняние |
Нос |
Осязательная (ощущение) |
Осязание |
Кожа |
Задание №5 §1.1.
Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)
Ответ: у орла наиболее развито зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота — осязание.
-
Рассказ об оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат 2.
Для получения более точной информации человек использует различныеприборы и устройства: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Виды информации по форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией:помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.
Данные - информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Информатика - наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
-
Рассказ (в общих чертах) об устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера).
-
Задание РТ: №4 с.56.
Задание РТ: №4 с.56.
Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека
|
Информационный процесс
|
Устройства компьютера
|
Органы чувств |
Приём (ввод информации) |
Клавиатура, мышь, сканер |
Мозг |
Хранение информации |
Память |
Мозг |
Обработка информации |
Процессор |
Органы речи и опрорно-двигательной системы |
Передача (вывод информации) |
Монитор, принтер |
4) Материал для любознательных: §3.10.
"Профессии" компьютера: вычислитель, пишущая машинка, издатель, переводчик, личный секретарь, художник, конструктор, модельер, архитектор, дизайнер, мультипликатор, композитор и музыкант, почтальон, справочное бюро, библиотекарь, бухгалтер, делопроизводитель, врач, учитель, игротека и т.д.
5) Домашнее задание:
§1.1, §2.2, §3.10, вопросы и задания после параграфов.
РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
6) Компьютерный проект (творческая работа) по итогам обучения информатики в 5 классе (объявить, что лучшие работы будут представлены на выставке-конференции):
-
текстовый документ в текстовом процессоре ("Чему я научился на уроках информатики" и др.);
- рисунок в графическом редакторе;
-
комбинированный документ, созданный средствами текстового процессора и графического редактора;
- анимация на свободную тему;
- слайд-шоу;
- презентация и т.д.
7) Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (Перед началом работы закрепить за учащимися рабочие места.)
Замечание
Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.
Литература
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
-
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
-
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
-
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.